>
Сегодня
Агентство Религиозной Информации
Нижегородская область
      
       


      
 

      
16.12.2018
В журнале «Религиоведение» вышла статья о религиозной ситуации в Нижегородской области  
 
Научно-теоретический журнал «Религиоведение» опубликовал статью «Религиозная ситуация в Нижегородской области: аналитический обзор» (Религиоведение, 2018, №3, стр.117-127). Автор статьи – Игорь Валентинович Симонов, кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики ННГУ, редактор нашего сайта.

В статье анализируется религиозная обстановка в регионе, дается характеристика его основных религиозных объединений. В своей работе автор применяет методологические подходы, связанные с «теорией религиозных рынков» («теории религиозных ниш»).

Содержание статьи:

- Введение;
-Исторические особенности религиозной ситуации в Нижегородском регионе;
- Нижегородская митрополия РПЦ МП;
- Этнорелигиозные организации региона;
- Протестантская «ниша» на региональном «религиозном поле»;
- Малые религиозные сообщества Нижегородского региона;
- Заключение.

В настоящее время материалы данного номера журнала «Религиоведение» пока не выложены в свободный доступ. Позднее статья будет доступна на странице указанного журнала в Научной электронной библиотеке.
 

Публикуем заключение статьи «Религиозная ситуация в Нижегородской области: аналитический обзор»:

"Религиозная ситуация в Нижегородской области сложилась и развивается в русле основных тенденций и процессов, характерных для России в целом. Основная конфигурация нижегородского «религиозного поля» определились уже во второй половине 1990-х годов.

Материал конкретного региона опровергает расхожие утверждения либеральных публицистов о том, что в России нет реального религиозного плюрализма, что у её граждан отсутствует возможность религиозного выбора, что в стране подавляется свобода вероисповеданий. Сложившийся в Нижегородской области «религиозный пейзаж» предоставляет ниши для удовлетворения весьма разнотипных культурно-религиозных потребностей.
Существенной чертой является сформированность этой религиозной ситуации: сегодня уже нельзя сказать, что она находится «в процессе становления».

В настоящее время невозможны явления, характерные для конца 1980-х-начала 1990-х годов, когда, например, адвентисты седьмого дня за три-пять лет втрое увеличили в Нижегородской области количество членов своих общин. Также очевидно, что на «религиозном поле» закрепились те новые для региона конфессии, которые ранее почти не были заметны (адвентисты, пятидесятники традиционного направления) или отсутствовали вовсе (пятидесятники-«харизматы», мормоны).

При этом ряд религиозных организаций не нашли в Нижегородской области своих «ниш» или к настоящему времени значительно их сузили. Так, в 1990-е годы в области присутствовали небольшие религиозные группы методистов, пресвитериан, евангельских христиан – сторонников Всероссийского Совета (Содружества) Евангельских Христиан (провозглашавших свою преемственность от «исторических» российских eвангельских  христиан- «прохановцев»), зарегистрированные организации Новоапостольской Церкви. Сегодня данные общины в области не существуют.
Распалась пятидесятническая харизматическая община «Скала спасения» - единственная в области, возглавлявшаяся женщиной-пастором.
В области не развились многие религиозные движения, присутствующие в других регионах: представители «Движения веры» (их нижегородские общины не достигли масштабов, сравнимых с параметрами других нижегородских течений пятидеятничества), саентологи (их полноценная «церковь» в области не сформировалась) и др.
Некоторые новые религиозные движения, насчитывавшие в регионе сотни последователей в 1990-е годы, уменьшились до нескольких десятков человек (Брахма Кумарис).

Исследовательница Г.А.Выдрина рассматривает религиозную ситуацию в том или ином регионе как объект менеджмента органов государственной власти, употребляет понятие «менеджер религиозной ситуации» [Выдрина, 2004, 17]. Материал Нижегородской области показывает однако, что здесь возможности реально эффективного «менеджмента» органов государственной власти в отношении религиозного поля весьма ограничены, если речь не идет о каких-то незаконных, «силовых» мерах.
Религиозные структуры за период с 1990-х годов прошли путь развития, результатом которого стала их устойчивость, способность функционировать автономно от государства, самостоятельно решать базовые финансово-материальные проблемы. Так, кадровая политика в Нижегородской митрополии РПЦ МП совершенно не зависит от властей, хотя отдельные попытки вмешательства в нее со стороны последних имели место.

Религиозная ситуация в Нижегородской области является стабильной, все сегменты религиозного поля определены и попыток их изменения не происходит. Представляется, что какие-либо «волюнтаристские» попытки изменить религиозную ситуацию в регионе , как со стороны власти, так и со стороны тех или иных религиозных организаций (например, посредством масштабных миссионерских кампаний, основанных на массированном воздействии СМИ) обречены в условиях современной рыночной экономики на неудачу".


Источник, фото: информация АРИ-НО